Профилактика буллинга
Буллинг. Что это такое, и как себя вести родителям, педагогам и жертвам.
Травля в школе – сложная и тяжелая тема. Многие знают это явление под названием «буллинг». В современных школах более 10% учеников подвергаются буллингу ежедневно. Дети могут быть очень жестоки по отношению к своим сверстникам. Но особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда важно самоутвердиться, и зачастую это делается за счет более слабых одноклассников.
Буллингу подвергаются в первую очередь те, кто не может дать отпор, кто слабее физически или не вписывается в общую систему. Это могут быть дети из более бедных семей, имеющие различные особенности в поведении и внешности, закрытые и необщительные, слишком умные или наоборот – дети с более низким интеллектом и др.
Травля может начинаться с психологической агрессии, а дальше перерастать в физический, сексуальный или кибер буллинг. Вариантов, увы, очень много. Буллинг может выражаться в физической агрессии, оскорбительных жестах, коллективном бойкоте, вымогательстве денег или вещей, материальном вредительстве, в обидных и оскорбляющих высказываниях в адрес человека или его близких и многое другое.
Буллинг может продолжаться и за пределами школы, в интернете, где жертве пишут на стену оскорбительные надписи, высылают гадкие картинки или делают обидные мемы. Зачастую, именно кибербуллинг (травля в интернете) приводит детей к суициду, являясь финальной каплей, так как от подобного очень тяжело скрыться. Буллинг как бы пропитывает все сферы жизни ребенка.
5 рекомендаций для родителей
- Примите факт, что дети ссорятся. Это нормально, важно готовить детей не только к дружбе, но и к умению решать конфликты.
- Учите ребенка защите собственных границ. Эти навыки не врожденные, они приобретаются с опытом.
- Не игнорируйте мелкие проблемы: бдительность помогает замечать неприятности на ранних этапах и своевременно решать их.
- Реагируйте сразу. Чем быстрее вы подключитесь, тем меньше вероятности, что конфликт перерастет в травлю.
- В случае затяжных конфликтов поддерживайте ребенка: соберите доказательства, поговорите с учителем и администрацией школы, с родителями противной стороны. Ставьте цель – не поиск виновных, а улучшение отношений.
5 рекомендаций для детей. Регулярно напоминайте их своему ребёнку
- Общайся спокойно и уважительно. Даже походка и осанка имеют значение: держи голову высоко, спину прямо, уверенно смотри вперед и по сторонам, контролируй происходящее, говори спокойным тоном и не ведись на провокации.
- Помни, что твои личные границы касаются твоего тела, вещей, чувств и эмоций, мыслей, пространства и данных. Все это ты имеешь право защищать.
- Говори. Никто не умеет читать твои мысли – если тебе что-то не нравится, неудобно, неприятно или несмешно, обозначь это сразу и словами. Это позволит избежать недопониманий.
- Соблюдай дистанцию: эмоциональную и физическую. Если человек не слышит тебя, не понимает, продолжает досаждать тебе, просто уходи. Ты вправе окружать себя людьми, которые уважают твои границы.
- Обращайся за помощью. Это лучшая практика выхода из сложной ситуации. И это не ябедничество. Это нормально – обращаться за помощью, когда все знакомые тебе способы защиты не сработали.
5 советов для учителей
- Будьте примером для подражания. Дети учатся у вас уважительному общению и умению правильно реагировать на конфликтные ситуации.
- Примите с детьми кодекс класса: 5–7 правил общения в коллективе, понятные всем, например, не оскорблять, не исключать, сообщать о проблеме и поддерживать друг друга.
- Заранее договоритесь о штрафных санкциях для тех, кто нарушает кодекс. Это должно быть не страшное наказание, а способность нести ответственность за свои поступки.
- Не пропускайте даже мелких ссор, используйте их как возможность показать детям, как можно договариваться, идти на компромисс и сотрудничать.
- Не учите детей дружить со всеми, это невозможно. Но учите строить рабочие отношения в коллективе, где исключению нет места.